Виды сооружения мостов

Все мосты подразделяются на несколько категорий. Они объединяются в определенные виды по назначению сооружения, материалу строительства, способу езды транспорта, высоте проезжей части относительно воды и способу возведения моста.

Разделение мостов на виды по материалам

Строительство мостов началось еще с давних времен. В такие времена не было большого выбора материала для их возведения, поэтому мосты возводились из дерева или камня. Наиболее распространенным является строительство из камня. Это обусловлено тем, что камень имеет очень большую прочность и долговечность. Но у такого материала есть и огромный минус. Он заключается в маленькой величине сопротивления на растяжение. Мост во время езды по нему автомобилей воспринимает большие динамические нагрузки, которые включают в себя растяжение и сжатие. На сжатие каменный материал работает идеально, а для предотвращения разрушения от растягивающих усилий необходимо совершенствовать всю конструкцию. В древнем Риме научились строить мосты, которые будут работать только на сжатие. Достигли такого результата путем изменения геометрических параметров. Мосты были округленной формы в виде дуги. Когда транспорт едет по такому сооружению, то вся конструкция стремиться уменьшится, а в данном случае каменный материал отлично справляется с поставленной задачей.

Деревянные мосты используются намного реже каменных, но имеют также много положительных сторон. Возведение любой конструкции из древесины занимает меньшее время и требует меньше рабочей силы. Существует два метода строительства моста из дерева. В первом случае он возводится только с использованием древесины. Но такая конструкция имеет очень маленький срок службы и невысокую прочность. При таком строительстве забиваются деревянные сваи, которые будут нести всю статическую и динамическую нагрузку. Проезжая часть также устраивается из бревен или досок. Со временем вся конструкция начинает портиться под действием воды, солнца и других природных факторов. Существует альтернативный способ строительства моста с использованием дерева. Здесь несущие колонны устраиваются из камня. Такие колонны достигают очень больших размеров в сечении, что способствует снижению долговечности конструкции. Все обусловлено тем, что при строительстве больших колонн, происходит сужение ширины течение. Это приводит к увеличению скорости потока воды. Это течение постепенно размывает дно под мостом, что приводит к его разрушению. В последнее время существует возможность строительства мостов из древесины, которые будут иметь высокую прочность и срок службы. Для этого используют железобетонное основание и специальные клеевые элементы древесины.

Наиболее прочным и долговечным материалом для строительства любого объекта считается железобетон. Он имеет все необходимые характеристики для строительства, поэтому практически на всех мостах устраиваются железобетонные основания. Главной особенностью этого материала является отличная работа в сложных условиях. В мостах этим фактором является вода. Большим минусом железобетонных изделий является его огромный вес.

Очень распространенным материалом для сооружения моста является металл. Металлические элементы имеют большой запас прочности и длительный срок службы. Еще одним преимуществом такого материала считается достаточно низкий вес. Это достигается тем, что даже элементы с маленьким поперечным сечением могут переносить очень большие нагрузки на растяжение и сжатие. Металлические конструкции являются материалом, который прост в монтаже и сборке.

Сегодня существуют материалы, которые обладают маленьким весом. Этими материалами являются полимеры. В качестве подходящего материала для возведения мостовых конструкций может выступать углеродистое волокно.

Деление мостов по методу езды

Транспортные средства могут осуществлять езду по проезжей части моста разными способами: поверху, посередине и понизу. При езде поверху проезжая часть располагает над всей существующей конструкцией. При серединной езде она расположена посередине мостового сооружения. Соответственно, при езде понизу проезжая часть располагается внизу всей конструкции. Наиболее распространенной является конструкция моста с расположением проезжей части посередине. Это обусловлено тем, что такая конструкция имеет отличный внешний вид, а также обладает большей прочностью, чем остальные виды мостов.

Разделение по высоте моста

При строительстве моста на судоходных реках нужно учитывать высоту морских судов. В этом случае можно решить проблему двумя методами: соорудить разводной мост или сделать его очень высоким. Разводной мост сложен в конструктивном плане, поэтому чаще всего используют сооружения с высоким расположением проезжей части. При прохождении мелких рек, на которых нет судоходных путей, можно устраивать мосты с низким расположением проезжей части. Это сооружение является более дешевым, чем предыдущие конструкции, поэтому является наиболее популярным. Существует очень интересный вид мостов, которые располагаются под водой. Такую конструкцию впервые начали использовать вьетнамские военные во время войны с Америкой. Они забивали большие колья на берегах реки. К ним привязывался мост, который опускался на небольшую глубину. Так как реки в этом государстве очень мутные, то мосты были невидимые. Это позволяло продлить время их жизни, ведь мосты были незаметны для вражеских самолетов.

Деление по способу строительства

Основными видами мостов являются балочные, арочные, висячие и вантовые конструкции. Балочные мосты возводятся из железобетонных элементов, которые располагают на опоры. Арочные мосты возводятся из металлических элементов, которые образуют единую конструкцию, способную переносить огромные нагрузки. Висячие и вантовые мосты имеют очень красочный вид. По способу возведения эти два способа похожи. Главное отличие заключается в величине пролета и методу закрепления всех элементов. Висячие мосты образуются путем крепления проезжей части к стойкам при помощи дугообразных металлических тросов. Вантовые мосты образуются путем соединения стоек с горизонтальной конструкцией при помощи ровных металлических растяжек.

Вид моста выбирается по многим факторам: величине необходимого пролета, ширине реки, экономического уровня страны, природных условий и назначения реки.