Композиты укрепляют экономику

Но внутренний спрос на композиты тормозится из-за слишком долгой подготовки нормативных документов. И хотя нам есть чем удивить мир, выход на внешние рынки пока затруднен из-за низких объемов производства композитов.

Сейчас больше всего уделяют внимание успехам отрасли композиционных материалов. Это один из перспективных секторов  инновационной экономики, на него правительство возлагает особые надежды. Еще в восьмидесятых годах Россия занимала третье место в мире по применению композиционных материалов. Сейчас стоит задача в среднесрочной перспективе возродить их производство и применение, а в дальнесрочной и занять уверенные позиции по экспорту композитов. Преимущество таких материалов неоспоримо за счет сверхпрочности, сверхлегкости, что в большинстве случаев удешевляет производство продукции из них.

В России серьезный потенциал по развитию этой отрасли и вообще по потреблению композитных материалов. В среднем мировой рынок растет на 5-7 процентов по году. Основное использование этих материалов – в ЖКХ, транспортной инфраструктуре, авиации, космосе, энергетике. К сожалению, потребление по душу населения композитных материалов в сравнении с другими развитыми странами у нас в 15 раз меньше, это всего полкилограмма на одного человека.

Объем производства композиционных материалов в России оценивается десятками тысяч тонн и составляет всего лишь 0,3-0,5% от мирового рынка. Резкое падение спроса в последние двадцать лет на авиационную и оборонную продукцию практически заморозили развитие разработок в области полимерных связующих и армирующих волокон, щедро финансируемые в 80-е годы. В то же время в Европе, США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона наблюдается бум в развитии композитной отрасли. Мировой рынок композиционных материалов на сегодняшний день оценивается в 12 млн тонн в год и составляет около 30 трлн рублей. При этом потребление только мирового авиастроительного сектора составляет порядка  340  млрд. рублей (около 1%).  Ежегодно авиастроительные компании перерабатывают около 530 тонн (7% от мирового производства) углеродных волокон в виде препрегов и углеродных тканей и 330 тонн стеклянных волокон.

Одним словом, рынок сбыта колоссальный и следовательно перспективы российских компаний могут быть тоже впечатляющими. Тем более, что ощутимые достижения у нас уже есть. Закономерно, что наиболее передовые достижения у нас есть в области авиастроения, где организованы новые композитные производства. Например, это заводы «Объединенной авиастроительной корпорации» «КАПО Композит» (Казань) и «АэроКомпозит-Ульяновск». Последний, который будет открыт в этом году, станет одним из самых крупных и наиболее высокопроизводительных производств  в мире по созданию  агрегатов из композиционных материалов для авиастроения.  Новое предприятие будет выпускать композитное крыло для отечественного среднемагистрального самолета МС-21 на основе инфузионной технологии. Благодаря высокой доле автоматизации и использованию промышленных роботов, затраты на производство оцениваются в пять раз ниже по сравнению с подобными предприятиями в Европе.

Есть достижения по производству новых композиционных материалов и в других отраслях промышленности. Они появились во многом благодаря созданию двух инжиниринговых центров. Один из них – «Нанотехнологический центр композитов» образован по инициативе  холдинговой компании «Композит» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ Роснано.

 

На ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» в Санкт-Петербурге недавно открыт новый цех, где завершается отработка технологии строительства первого в России пассажирского катамарана из углепластика на основе углеродных тканей производства ЗАО «Препрег-СКМ» ХК «Композит».

Другой пример использования композитов в машиностроении — не имеющий аналогов в мире вагон-хоппер из стеклопластика, созданный на «Уралвагонзаводе». За счет композита увеличен срок эксплуатации вагона с 22-х до 32 лет (хотя срок службы стеклопластика – 100 лет). Увеличена  и грузоподъемность на 15 процентов. Вагон-хоппер предназначен для эксплуатации по всей сети железных дорог колеи 1520 мм стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии для бестарной перевозки неопасных минеральных удобрений и других сыпучих неопасных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Компания «Русагротранс» и «Уралвагонзавод» уже согласовывают сейчас контракт на 1,5 тысячи вагонов до 2020 года с учетом выделяемых из бюджета через Минпромторг субсидий на стимулирование продажи инновационных вагонов. Сейчас расширяет мощности и «Тверьстеклопластик», где организовано уже производство цельнокомпозитных крупногабаритных конструкций для строительства.

Композиционные материалы очень востребованы и в строительстве. Точнее здесь – в первую очередь. Недавно в Башкирии пять мостов были усилены углеродными лентами FibArm производства того же «Препрег-СКМ». Усиление несущих конструкций мостов потребовалось для перевозки по ним крупногабаритного оборудования ОАО «Газпром нефтехим Салават». По усиленным мостам перевозили сооружение высотой 54 метра, весом 91 тонна, высотой 6,5 метров. Также на стройплощадку доставили колонны и тяжеловесные реакторы Р-101 весом 446,7 тонн и Р-102 — 349,2 тонн соответственно.

Но широкое применение композиционных материалов в строительстве осложняется тем, что Главгосэкспертиза не пропускает инновационные проекты по причине отсутствия СНИПов или, по-новому, Свода правил на новые технологии.